Монастыри Сербии являются для страны намного большим, чем просто символом веры. Они являются истоком, началом уникальности сербского народа. Ярким примером является Монастырь Студеница, олицетворяющий собой независимость сербской религии, начало собственной письменности. С другой стороны, монашеские обители на протяжении всего средневековья играли роль не только духовного защитника сербского народа, но и физического. Современные оборонительные укрепления, высокие стены, глубокие рвы и насыпные валы всегда были готовы оградить от вражеских сабель и стрел. Построенные, чтобы нести людям мир, в те далекие годы они могли и разрушать. Ярким примером нетипичной христианской обители является монастырь Манасия, второе имя которого монастырь Ресава. Столетия назад за его каменной стеной монахи трудились над переводом и копированием православных книг, стремясь избавить мир от невежества. Сейчас он снова жив и может рассказать свою поразительную историю, которая насчитывает шесть веков.
Монастырь или крепость?
В 1406 году началось строительство монастыря Манасия, и уже к 1418 году, спустя двенадцать лет, он был полностью готов. Возведение обители происходило в тяжелые для Сербии времена — после Битвы на Косовском поле в 1389 году, когда войска сербских феодалов с примкнувшим к ним Боснийским королевством сошлись с Османской империей. Потери и у тех, и у других были чудовищными. В итоге турецкая армия, одержав победу, должна была отступить. Во время битвы также погибли правители с обеих сторон: Сербия потеряла князя Лазаря Хребеляновича, а Турция — султана Мурада I. После князя Лазаря правителем сербского государства становится Стефан Лазаревич, но уже в роли вассала Османской империи. Возможно, всегда стремясь к независимости сербского народа и зная мощь турецкой армии, Стефан Лазаревич основывает монастырь Манасия как неприступную крепость, с множеством современных фортификационных сооружений.
![]() |
Башня Деспота в Манасии является одним из самых значимых военных архитектурных разработок Сербии. Позже аналогичная башня будет построена в крепости Калемегдан, а использование двухуровневых оборонительных систем станет привычным при строительстве последующих крепостей. Тем не менее, оборонительные укрепления Манасии — это лишь внешний облик, развитие сербского народа происходило за стенами монастыря.
За стеной из камня.
Монастырь Манасия в средневековье был крупнейший литературным центром, в котором осуществлялся перевод и копирование православных книг. Далее книги распространялись по всей Европе, укрепляя христианство и избавляя мир от невежества. Библиотека монашеской обители в свои лучшие свои времена насчитывала более 20 тысяч книг. Жемчужиной монастыря является церковь Святой Троицы. Монастырская церковь принадлежит к Моравскому архитектурному стилю, а внешняя отделка выполнена с использованием византийского и романского декора. Сложена она из обработанного камня — в традициях Рашской архитектуры. Изнутри церковь изысканно расписана фресками. Изображения настолько уникальны, что не остается сомнений — исполненные в монастыре фрески являются высшей точкой развития византийской живописи 15 века. Наибольший интерес вызывают фреска Святых воинов и фреска основателя монастыря деспота (правителя) Стефана Лазаревича. Святые войны с золотыми нимбами представлены в образе сербского солдата позднего средневековья. Стефан Лазаревич изображен в королевских одеждах, в одной руке он держит модель церкви и как бы дарует ее Святой Троице. Преобладающие цвета, используемые в этих фресках, лазоревый и золотой.
![]() |


Комментариев нет:
Отправить комментарий